В сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью встречаются два вида программ: «цензовые» и «нецензовые». Эти понятия важны для понимания того, как именно ребёнок будет учиться, а также какие документы об образовании он получит по окончании курса.
Категории детей с ОВЗ
Чаще всего в официальных документах выделяют 8 базовых категорий (коды от 1 до 8). В некоторых регионах или в отдельных методических центрах используют дополнительную «9-ю» категорию для сложных эмоционально-волевых и психических расстройств, не укладывающихся в рамки аутизма или интеллектуальных нарушений.
Пример (в упрощённом виде):

Как определить, к какой категории относится ребёнок с ОВЗ
Сбор первичной информации и документов
Посещение педиатра (участкового врача).
- Берутся справки о состоянии здоровья и рекомендации при необходимости узких специалистов (невролога, ортопеда, психиатра, логопеда и др.).
Консультации узких специалистов (при наличии показаний):
- Невролог — при подозрении на неврологические патологии (ДЦП, эпилепсия, ЗПР и т. д.).
- Ортопед — если есть выраженные проблемы опорно-двигательного аппарата (ОДА).
- Логопед / дефектолог — если выявлены нарушения речи или когнитивные проблемы.
- Психолог — для первичной оценки развития (мышления, памяти, внимания и т. п.).
Посещение психиатра по месту прописки (часто является обязательным):
- Нужно, чтобы исключить или подтвердить наличие психических расстройств, определить необходимость медикаментозной поддержки, психокоррекции и т. д.
- Психиатр может рекомендовать дополнительные обследования, в том числе тестирование на интеллект(тест Векслера, Стэнфорд–Бине, Равен и т. д.).
Обращение в ПМПК
ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) — это орган, который официально устанавливает категорию ОВЗ и даёт рекомендации по образовательному маршруту ребёнка:
- Категория ОВЗ (например, «6» — нарушения опорно-двигательного аппарата, если в вашем регионе принята такая нумерация).
- Вариант программы (6.1, 6.2 и т. д.): с учётом степени тяжести нарушений, интеллектуального уровня и сопутствующих расстройств.
- Рекомендации по оснащению рабочего места, количеству часов, необходимости тьютора, ЛФК, логопедических занятий и т. п.
Какие документы нужны?
- медицинские справки (от педиатра, невролога, психиатра, ортопеда и др. специалистов).
- психолого-педагогические заключения, результаты тестов (в том числе тест Векслера — при необходимости).
- выписки из медучреждений и образовательных (если ребёнок уже обучался или посещал дошкольные учреждения).
Выбор между цензовыми и нецензовыми программами (АООП)
В процессе работы ПМПК (или по рекомендации специалистов) определяется, какой тип обученияцелесообразен:
Цензовая программа (ведущая к аттестату).
Если ребёнок может освоить (полностью или в некотором упрощённом/адаптированном объёме) общеобразовательный стандарт (ФГОС).
По итогу ребёнок получает аттестат государственного образца (за 9-й/11-й класс), а экзамены (ОГЭ, ГВЭ) могут быть адаптированы.
По итогу ребёнок получает аттестат государственного образца (за 9-й/11-й класс), а экзамены (ОГЭ, ГВЭ) могут быть адаптированы.
Нецензовая программа (с выдачей свидетельства).
- если ребёнок не в состоянии освоить даже упрощённый академический минимум.
- основная цель — развитие социальных, бытовых, коммуникативных навыков, коррекция поведения и работа над качеством жизни.
- по окончании — свидетельство или сертификат (не даёт права поступления в колледж, техникум или вуз по общим правилам).
Утверждение и реализация программы
Заключение ПМПК передаётся в образовательную организацию (школу, спецшколу, центр).
Составляется индивидуальная программа (адаптированная основная общеобразовательная программа — АООП), включающая:
- академический блок (предметы по ФГОС с необходимыми адаптациями).
- коррекционно-развивающую часть (ЛФК, логопедические занятия, психологическая поддержка).
- социально-бытовой блок (обучение навыкам самообслуживания, если это важно).
Директор школы (или руководитель центра) утверждает программу.
Ребёнок приступает к обучению (в специализированном или инклюзивном классе, ресурсной группе, на дому и т. д. — в зависимости от рекомендаций).
Что такое цензовые программы?
Если вторая цифра = 1 или 2 (например, 6.1, 6.2), это, как правило, цензовая программа, ведущая к аттестату.
Цензовые программы — это образовательные программы, которые ведутся в соответствии с государственными образовательными стандартами (ФГОС) и соответствуют уровню общеобразовательной школы.
- по окончании таких программ ребёнок получает аттестат государственного образца.
- для выпускников обычно предусмотрена сдача ОГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен), в зависимости от конкретного уровня и особенностей здоровья.
- обучение ведётся на общих основаниях, наряду со здоровыми сверстниками, при условии, что ребёнку созданы необходимые условия (сопровождение тьюторов, адаптированная среда и т.п.).
- с аттестатом государственного образца выпускник может продолжить учёбу в колледже, техникуме или вузе.

Главная цель цензовых программ — дать ребёнку с ОВЗ возможность получить полноценное школьное образование наравне со сверстниками. При этом в рамках таких программ возможна различная адаптация учебного процесса: использование специальных методик, облегчённых учебных материалов, индивидуальных планов и т.д. Однако итоговые документы остаются «цензовыми», то есть государственно признанными.
Что такое нецензовые программы?
Если вторая цифра = 3 или 4 (например, 6.3, 6.4), в большинстве случаев речь идёт о нецензовой программе, завершающейся свидетельством об обучении.
Нецензовые программы — это образовательные курсы, которые не ведут к получению аттестата государственного образца. Они могут выполнять разные задачи:
- вспомогательные (например, курсы развития навыков самообслуживания или социализации),
- профессионально-ориентированные (обучение простым профессиям или ремёслам без получения гос. диплома),
- коррекционно-развивающие (акцент на развитие речи, улучшение когнитивных функций, обучение навыкам коммуникации).

По окончании подобных программ ребёнку выдают обычно свидетельство об обучении или сертификат негосударственного образца.
- не предъявляются требования к уровню образования, как в цензовых программах.
- часто содержание курса выстраивается гибко и индивидуально, учитывая особенности и потребности ученика.
- акцент делается не на итоговых экзаменах, а на приобретении конкретных навыков или компетенций, необходимых здесь и сейчас.
Нецензовые программы бывают востребованы, когда ребёнку нужна поддержка в отдельных сферах (например, в социальной адаптации или профориентации), но при этом нет цели получить полный школьный аттестат или по тем или иным причинам это затруднительно.

Вебинар на тему профориентации
Вебинар станет полезным материалом для всех, кто сталкивается с вопросами обучения и дальнейшей жизненной траектории детей с ОВЗ. Мы детально обсуждаем выбор программы (цензовая или нецензовая), оформление документов и перспективы после выпуска. Если у вас есть дополнительные вопросы, обязательно просмотрите запись и обращайтесь к нашим специалистам для индивидуальных консультаций.
В нашем центре «Кубики» мы стремимся не только помогать детям осваивать академическую программу, но и содействовать им в социальной адаптации и профессиональном ориентировании, чтобы выпускники чувствовали себя увереннее во взрослой жизни. Если у вас остались вопросы или необходима индивидуальная консультация, команда наших специалистов готова оказать поддержку и подобрать оптимальный маршрут развития для каждого ребёнка.
В случае, если школа отказалась принять вашего ребёнка по цензовой или нецензовой программе, либо возникают трудности с организацией обучения (будь то невозможность регулярно посещать занятия или отсутствие подходящих специалистов), не стоит оставаться один на один с проблемой. В таких ситуациях важно знать, что всегда есть альтернативные варианты, позволяющие ребёнку с ОВЗ получить адаптированное образование и качественную поддержку.
Центр «Кубики» готов помочь семьям, столкнувшимся с дефицитом образовательных услуг, нехваткой ресурсов или полным отсутствием возможностей для обучения ребёнка с ОВЗ. Наша команда специалистов — психологов, дефектологов, тьюторов, педагогов — обладает опытом в реализации коррекционных программ, нацеленных на раскрытие потенциала каждого ребёнка, независимо от его диагноза и уровня подготовки. Мы предлагаем:
- индивидуальные и групповые занятия по основным предметам в адаптированном формате (коррекционно-развивающие курсы, репетиторство).
- социально-бытовые тренировки (для тех, кому важно научиться самообслуживанию и навыкам повседневной жизни).
- поддержку при дистанционном обучении: если ребёнок по состоянию здоровья не может регулярно посещать школу, мы поможем организовать домашний (или онлайн) формат.
- консультации для родителей по вопросам прохождения ПМПК, получения необходимых справок и льгот, поиска возможностей для продолжения образования (колледжи, техникумы, ресурсные классы).
Если у вас возникли сложности с зачислением в школу или вы чувствуете, что ребёнку не хватает коррекционно-развивающих занятий и поддержки в образовательном процессе, обращайтесь в центр «Кубики». Мы всегда открыты для семей, стремящихся дать своему ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития, социализации и полноценного участия в жизни общества. Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием на них ответим по телефону +7(915)310-04-25 или по почте: info@centrkubiki.ru